Варианты схем зубных формул взрослого человека и молочных единиц у детей, их расшифровка и особенности каждой системы

Зубы – костные образования в полости рта, являющиеся главной частью зубочелюстного комплекса. Они выполняют такие важные функции в нашей жизни, как откусывание и измельчение пищи, формирование звуков и многие другие. Зубная система и ее хорошее состояние – основная составляющая качества жизни.

Виды, функции и количество зубов у взрослых и детей

vvv-5_cr

Единицы последовательно располагаются в челюстях и образуют ряды – верхний и нижний. Каждый содержит по 16 зубов: 4 резца, 2 клыка, 4 премоляра и 6 моляров. У детей дуга состоит из 10 единиц на каждой челюсти.

Зачем нужна формула для зубов?

Расположение зубных единиц и их количество записывается доктором в виде таблицы, которая полностью отражает их состояние. Формула позволяет упростить задачу правильной диагностики заболеваний в полости рта (кариес, пульпит и т. д.) и максимально конкретной записи информации в амбулаторную карту больного.

При посещении врача-стоматолога, особенно при острой боли, пациент редко может точно указать на причинный фактор. Посмотрев в карту и оценив зубную формулу, доктор поймет, с чем он будет работать.

Используемые формулы

Структура записи зубной системы имеет некоторые особенности:

  • slide-12_cr
  • ряд делится на две симметричные части;
  • формула составляется так, что в ней записываются единицы каждой половины челюстей;
  • нумерация проводится с помощью букв и цифр;
  • зубная формула читается от лица врача (слева-направо по часовой стрелке, где вашей правой стороне будет соответствовать верхний левый сегмент).

Универсальная формула стоматологии

Запись в универсальной формуле основывается на делении зубов по групповой принадлежности и присвоении им буквенного эквивалента:

  • резцы – I;
  • клыки – C;
  • премоляры – P;
  • моляры – M.
В зависимости от расположения зубы нумеруются арабскими цифрами. Для детей структура записи схожа, только в этом случае применяют строчные буквы, а не заглавные.

Графическое изображение таблицы для взрослого:

M3M2M1P2P1CI2I1I1I2CP1P2M1M2M3
M3M2M1P2P1CI2I1I1I2CP1P2M1M2M3

Дляребенка:

m2ci2i2cm2
m2ci2i2cm2

Разработана упрощенная универсальная формула. В основе этого расчета каждой единице присваивается порядковый номер от 1 до 32 по часовой стрелке, начиная с правого верхнего третьего моляра (1) и заканчивая нижней «восьмеркой» с той же половины (32):

12345678910111213141516
32313029282726252423222120191817

Система Зигмонди-Палмера

Данный метод был создан в 1876 году и используется в современной стоматологии. Его другое наименование – квадратно-цифровой. Структура записи основывается на нумерации зубных единиц от 1 до 8, в зависимости от их групповой принадлежности и порядку расположения, где:

  • 2 – боковой;
  • 3 – клык;
  • 4 – первый премоляр;
  • 5 – второй;
  • 6 – первый моляр;
  • 7 – второй;
  • 8 – третий.

Ряды челюстей делятся пополам. В итоге образуется квадрат, состоящий из четырех сегментов. Отсчет идет от центра влево и вправо:

8765432112345678
8765432112345678

У деток зубки указываются римскими цифрами, по сегментам от центра:

  • центральный резец – I;
  • боковой – II;
  • клык – III;
  • первый молочный моляр – IV;
  • второй – V.

Вид данной формулы для детей:

VIVIIIIIIIIIIIIIVV
VIVIIIIIIIIIIIIIVV

Двухцифровая система Виола

sistema-viola_p

  1. правая верхняя сторона;
  2. левая верхняя;
  3. левая нижняя;
  4. правая нижняя.

Для определения положения коренного зуба в полости рта ему присваивается значение соответствующего сегмента. Арабская цифра, обозначающая местоположение, ставится перед его номером.

Порядок нумерации зубов по ВОЗ соответствует групповой принадлежности и их расположению (нумерация приводилась в предыдущем разделе). Ниже приведено графическое изображение расчета формулы взрослого человека по этой системе:

18171615141312112122232425262728
48474645444342413132333435363738

kak-schitat-zuby

Метод используется и в детской практике. Расшифровка квадрантов основывается на значениях от 5 до 8:

  • правая верхняя сторона – 5;
  • левая верхняя – 6;
  • левая нижняя – 7;
  • правая нижняя – 8.

При обозначении молочных единиц применяют арабские цифры:

  • центральный резец – 1;
  • боковой – 2;
  • клык – 3;
  • первый моляр – 4;
  • второй – 5.

Ниже приведена зубная формула записи данной системы для детей:

55545352516162636465
85848382817172737475

Система Хадерупа

Методика опирается на способ Зигмонди-Палмера. Одноименные зубы верхней и нижней челюсти обозначаются одинаковыми арабскими цифрами от 1 до 8. Как и в двухцифровой системе Вилора, для указания квадранта, в котором расположен зуб, ему присваивается символ.

Знак «+» или «-» устанавливается до или после цифрового значения. Когда элемент стоит после номера зуба – это правая сторона, если перед – левая сторона. Символ «+» соответствует верхней дуге, «-» – нижней.

Пример оформления формулы записи человека по этой методике:

8+7+6+5+4+3+2+1++1+2+3+4+5+6+7+8
8-7-6-5-4-3-2-1--1-2-3-4-5-6-7-8

У детей во временном прикусе используют арабские цифры от 1 до 5, причем перед числом приписывают 0. Именно он указывает, что зуб молочный. Символы «+» и «-» используются аналогичным способом:

05+04+03+02+01++01+02+03+04+05
05-04-03-02-01--01-02-03-04-05

Какие формулы используются в детской стоматологии?

Прорезывание молочных зубов имеет строгую последовательность и определенные сроки. Каждому временному периоду соответствует определенное количество единиц. Родители часто переживают, все ли в порядке у их детей? Сколько молочных зубов у них должно быть в определенном возрасте? Начиная с прорезывания первых временных единиц, необходимо сверять их количество с зубной формулой, соответствующей данной периоду.

В детской практике врачи-стоматологи прибегают к различным схемам обозначения молочного прикуса. Доктор работает с той, которая, по его мнению, полностью отвечает его требованиям.

Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (4 оценили на 4,75 из 5)
 Загрузка... Загрузка...
Поделитесь с друьями!
МикроДент
Комментариев: 1
  1. Елена

    Часто приходя на прием к стоматологу, не понимала, как именно он считает зубы у моего старшего сына. Решила разобраться в данной тематике. Сейчас лишний раз не переживаю, когда слышу о 65 зубе

  2. Ольга

    Так может нужно было уточнить у стоматолога, что он имеет ввиду. Всегда полезно знать, что именно болит у ребенка, вдруг понадобится делать какие-то домашние процедуры, а вы не знаете, какой зуб обрабатывать.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: