Зубы – костные образования в полости рта, являющиеся главной частью зубочелюстного комплекса. Они выполняют такие важные функции в нашей жизни, как откусывание и измельчение пищи, формирование звуков и многие другие. Зубная система и ее хорошее состояние – основная составляющая качества жизни.
Виды, функции и количество зубов у взрослых и детей
При нормальном развитии у человека прорезываются 20 временных и 28-32 постоянных зубов. Диапазон их количества меняется в зависимости от наследственной предрасположенности – произошла ли у него закладка зачатков третьих моляров, называемых «восьмерками» или зубами мудрости.
Единицы последовательно располагаются в челюстях и образуют ряды – верхний и нижний. Каждый содержит по 16 зубов: 4 резца, 2 клыка, 4 премоляра и 6 моляров. У детей дуга состоит из 10 единиц на каждой челюсти.
Расположение зубных единиц и их количество записывается доктором в виде таблицы, которая полностью отражает их состояние. Формула позволяет упростить задачу правильной диагностики заболеваний в полости рта (кариес, пульпит и т. д.) и максимально конкретной записи информации в амбулаторную карту больного.
При посещении врача-стоматолога, особенно при острой боли, пациент редко может точно указать на причинный фактор. Посмотрев в карту и оценив зубную формулу, доктор поймет, с чем он будет работать.
Используемые формулы
Структура записи зубной системы имеет некоторые особенности:
расположение зубов в дуге строго последовательно;
ряд делится на две симметричные части;
формула составляется так, что в ней записываются единицы каждой половины челюстей;
нумерация проводится с помощью букв и цифр;
зубная формула читается от лица врача (слева-направо по часовой стрелке, где вашей правой стороне будет соответствовать верхний левый сегмент).
Универсальная формула стоматологии
Запись в универсальной формуле основывается на делении зубов по групповой принадлежности и присвоении им буквенного эквивалента:
резцы – I;
клыки – C;
премоляры – P;
моляры – M.
В зависимости от расположения зубы нумеруются арабскими цифрами. Для детей структура записи схожа, только в этом случае применяют строчные буквы, а не заглавные.
Разработана упрощенная универсальная формула. В основе этого расчета каждой единице присваивается порядковый номер от 1 до 32 по часовой стрелке, начиная с правого верхнего третьего моляра (1) и заканчивая нижней «восьмеркой» с той же половины (32):
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
32
31
30
29
28
27
26
25
24
23
22
21
20
19
18
17
Система Зигмонди-Палмера
Данный метод был создан в 1876 году и используется в современной стоматологии. Его другое наименование – квадратно-цифровой. Структура записи основывается на нумерации зубных единиц от 1 до 8, в зависимости от их групповой принадлежности и порядку расположения, где:
1 – центральный резец;
2 – боковой;
3 – клык;
4 – первый премоляр;
5 – второй;
6 – первый моляр;
7 – второй;
8 – третий.
Ряды челюстей делятся пополам. В итоге образуется квадрат, состоящий из четырех сегментов. Отсчет идет от центра влево и вправо:
8
7
6
5
4
3
2
1
1
2
3
4
5
6
7
8
8
7
6
5
4
3
2
1
1
2
3
4
5
6
7
8
У деток зубки указываются римскими цифрами, по сегментам от центра:
центральный резец – I;
боковой – II;
клык – III;
первый молочный моляр – IV;
второй – V.
Вид данной формулы для детей:
V
IV
III
II
I
I
II
III
IV
V
V
IV
III
II
I
I
II
III
IV
V
Двухцифровая система Виола
Данная методика была принята в 1971 году Международной ассоциацией стоматологов. В данное время является наиболее популярной в использовании врачами. Суть двухцифрового расчета заключается в присвоении двухзначного номера зубу. При этом ряды делятся напополам, образуя сегменты. Всего их четыре:
правая верхняя сторона;
левая верхняя;
левая нижняя;
правая нижняя.
Для определения положения коренного зуба в полости рта ему присваивается значение соответствующего сегмента. Арабская цифра, обозначающая местоположение, ставится перед его номером.
Порядок нумерации зубов по ВОЗ соответствует групповой принадлежности и их расположению (нумерация приводилась в предыдущем разделе). Ниже приведено графическое изображение расчета формулы взрослого человека по этой системе:
При заполнении амбулаторной карты пациента врач начнет присваивать каждому зубу двойное значение. Знаки будут располагаться через точку. Например, нижний левый первый премоляр приобретет код 3.4, где цифра 3 обозначает сегмент, а 4 – номер по счету.
Метод используется и в детской практике. Расшифровка квадрантов основывается на значениях от 5 до 8:
правая верхняя сторона – 5;
левая верхняя – 6;
левая нижняя – 7;
правая нижняя – 8.
При обозначении молочных единиц применяют арабские цифры:
центральный резец – 1;
боковой – 2;
клык – 3;
первый моляр – 4;
второй – 5.
Ниже приведена зубная формула записи данной системы для детей:
55
54
53
52
51
61
62
63
64
65
85
84
83
82
81
71
72
73
74
75
Система Хадерупа
Методика опирается на способ Зигмонди-Палмера. Одноименные зубы верхней и нижней челюсти обозначаются одинаковыми арабскими цифрами от 1 до 8. Как и в двухцифровой системе Вилора, для указания квадранта, в котором расположен зуб, ему присваивается символ.
Знак «+» или «-» устанавливается до или после цифрового значения. Когда элемент стоит после номера зуба – это правая сторона, если перед – левая сторона. Символ «+» соответствует верхней дуге, «-» – нижней.
Пример оформления формулы записи человека по этой методике:
У детей во временном прикусе используют арабские цифры от 1 до 5, причем перед числом приписывают 0. Именно он указывает, что зуб молочный. Символы «+» и «-» используются аналогичным способом:
05+
04+
03+
02+
01+
+01
+02
+03
+04
+05
05-
04-
03-
02-
01-
-01
-02
-03
-04
-05
Какие формулы используются в детской стоматологии?
Прорезывание молочных зубов имеет строгую последовательность и определенные сроки. Каждому временному периоду соответствует определенное количество единиц. Родители часто переживают, все ли в порядке у их детей? Сколько молочных зубов у них должно быть в определенном возрасте? Начиная с прорезывания первых временных единиц, необходимо сверять их количество с зубной формулой, соответствующей данной периоду.
В детской практике врачи-стоматологи прибегают к различным схемам обозначения молочного прикуса. Доктор работает с той, которая, по его мнению, полностью отвечает его требованиям.
Часто приходя на прием к стоматологу, не понимала, как именно он считает зубы у моего старшего сына. Решила разобраться в данной тематике. Сейчас лишний раз не переживаю, когда слышу о 65 зубе
Ольга
Так может нужно было уточнить у стоматолога, что он имеет ввиду. Всегда полезно знать, что именно болит у ребенка, вдруг понадобится делать какие-то домашние процедуры, а вы не знаете, какой зуб обрабатывать.
Часто приходя на прием к стоматологу, не понимала, как именно он считает зубы у моего старшего сына. Решила разобраться в данной тематике. Сейчас лишний раз не переживаю, когда слышу о 65 зубе
Так может нужно было уточнить у стоматолога, что он имеет ввиду. Всегда полезно знать, что именно болит у ребенка, вдруг понадобится делать какие-то домашние процедуры, а вы не знаете, какой зуб обрабатывать.